Инвестиционное послание Губернатора Курганской области А.Г. Кокорина на 2016 год

Уважаемые коллеги, жители Курганской области!

 

Обращаюсь к вам с ежегодным Инвестиционным Посланием.

Нам надо подвести итоги года и наметить цели и задачи нашей работы на следующий год.

Сегодня в Курганской области реализуется 177 инвестиционных проектов и программ стоимостью от 1 миллиона до 3 млрд. рублей во всех отраслях экономики.

Ряд проектов предприниматели реализовали только своими силами:

В селе Частоозерье на предприятии «Велес» построены консервный завод и хладокомбинат.

На «Курганприборе» открыто новое предприятие в сфере оборонной промышленности. Уже создано двести рабочих мест, в следующем году их число должно увеличиться до пятисот.

В Кетовском районе открыт производственный цех по изготовлению мебельного щита, «Курганстальмост» запустил новое производство на Синарском щебеночном карьере, в Варгашинском районе строится мукомольный завод. Завершается строительство ТЭЦ-3, стоимость проекта 2 млрд. рублей.

Компания «Далур» реализует проект по добычи урана в Далматовском районе.

За счет бюджета продолжается газификация и строительство дорог, детских садов, школ, социального жилья.

На Сочинском форуме мы подписали соглашение о сотрудничестве с Фондом развития промышленности. Теперь наши предприятия могут получить поддержку на льготных условиях.

В Фонд направлена заявка из 4 проектов, общий размер инвестиций – 2 млрд. 300 млн. рублей, заемные средства Фонда – 915 млн. рублей.

Всего в области сейчас реализуется 40 крупных проектов, с общим объемом инвестиций более 60-ти млрд. рублей. Более половины из этого объема инвестиций приходится на долю бизнеса Курганской области, то есть на внутреннего инвестора.

И мы считаем – это позитивным моментом.

Работая с другими регионами России в 2015 году, мы не просто заключали рамочные соглашения, а сразу принимали дорожные карты. В них мы не только строим планы для чиновников, а, в первую очередь, выстраиваем совместную работу с бизнесом. Конечная цель - рост товарооборота между регионами.

Наиболее эффективно, на мой взгляд, мы работаем с Татарстаном.

Мы понимаем важность включения объектов и мероприятий Курганской области в федеральные целевые программы.

Сегодня это эффективный механизм софинансирования проектов как коммерческого, так и социального характера.

За 9 месяцев 2015 года в поддержку сельхозтоваропроизводителей Курганской области привлечено полтора миллиарда рублей из федерального бюджета. С учетом программы устойчивого развития территорий.

По программе уничтожения химического оружия - 876 млн. рублей.

По программе переселения из аварийного жилья - 375 миллионов.

На строительство дорог получено 455 млн руб из федерального бюджета.

На строительство детских садов в область поступило более 91-го млн. рублей.

В области есть инвестиционные площадки, в разной степени обеспеченные инфраструктурой.

Но сказать, что они полностью готовый продукт, который нужен инвестору – мы не можем.

  Корпорацией развития Зауралья выкуплены и оформлены два земельных участка в районе курорта «озеро Медвежье» общей площадью 150 гектаров.

В Шадринске создается агропарк для глубокой переработки зерна и плодоовощной продукции. Планируемый объем инвестиций — 16,5 млрд. рублей. В 2016 году начнется строительство, завершение проекта запланировано на 2021 год.

Совместно с Курганэнерго мы формируем земельные участки вблизи трансформаторных подстанций, с предоставлением возможности льготного подключения к электросетям.

На уровне как региона, так и муниципальных образований нужно использовать инструменты, которые предоставило нам Агентство стратегических инициатив.

Результаты ежегодного национального рейтинга состояния инвестиционного климата помогают нам определить «узкие места» в работе органов власти.

Мы лучшие в Уральском федеральном округе по времени и общему числу процедур выдачи разрешений на строительство.

Вместе с результатами рейтинга мы должны проанализировать лучшие практики регионов, осмыслить их, и использовать весь полезный опыт.

В рамках поручения Президента России разработана и утверждена Дорожная карта внедрения лучших практик Национального рейтинга в Курганской области.

Рейтинг позволяет оценить состояние инвестиционного климата в Курганской области, работу органов власти всех уровней по созданию комфортных условий для бизнеса.

Это инструмент по устранению административных барьеров, сокращения сроков и числа процедур по предоставлению госуслуг. Но ориентироваться нужно не на лучший показатель в регионе или по стране, а на здравый смысл и реальные наши возможности.

И единственная возможность - это создать более комфортные условия ведения бизнеса, чем у соседей.

Результаты рейтинга 2014 года нас не устраивают. У нас есть и положительные примеры, но по большинству показателей мы проигрываем нашим соседям.

Считаю, что органы власти должны изменить подход в работе с бизнесом.

Нужно внедрить принципы проектного управления в работе чиновников, чтобы главным был не процесс, а измеримый результат.

В этом году мы запустим такой проект вместе с Агентством стратегических инициатив.

Правительство области вместе с энергетиками постоянно ищет возможности по снижению тарифа на электроэнергию для бизнеса и бюджетной сферы. ТЭЦ-2 на 2015 год получила статус "станции, работающей в вынужденном режиме по электроэнергии".

В этом году для Курганской области стоимость электроэнергии для юридических лиц снижена при закупке с оптового рынка на 20 копеек. Готов принять резидентов частный индустриальный парк на базе КЗКТ. Он интересен в первую очередь льготными тарифами на тепло и электроэнергию.

В 2015 году мы продолжаем поддержку малого и среднего бизнеса. Субсидируем затраты по договорам лизинга оборудования, части процентной ставки по инвестиционным кредитам, и многое другое.

В целях сокращения сроков и упрощения процедуры предоставления земельных участков принят Закон Курганской области, теперь масштабные инвестпроекты могут получить земельный участок в аренду без проведения торгов.

Ведем поддержку и через механизм госзакупок: доля малого предпринимательства в общем объеме госзакупок в 2015 году составила 32 процента.

В ноябре «Торговый дом «Курганские прицепы» получил статус инвестиционной площадки. Это позволит компании получить льготы по налогу на имущество, налогу на прибыль, транспортному налогу.

На сегодняшний день в Реестр инвестиционных площадок включено 22 предприятия. За 2014 году сумма льгот по налогу на имущество организаций, реализующих инвестиционные проекты на инвестплощадках составила 65,5 млн. рублей. Льготой воспользовались 5 организаций. Общий объем инвестиций по реализованным ими проектам - 13 млрд. рублей.

За 2015 год прогнозируется предоставить 74,5 млн. рублей налоговых льгот.

Вывод:

Мы видим, что результаты есть, но темпы нашего движения нас не устраивают.

Коллеги!

Повышение инвестиционной эффективности Курганской области требует более согласованных и объединенных усилий. Это включает выбор приоритетов, целей и основных мероприятий для поддержки поэтапного изменения инвестиционной привлекательности области.

Считаю, что цель инвестиционной деятельности нужно сформулировать так: привлечение КАЧЕСТВЕННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ для обеспечения роста всех территорий Курганской области.

«Качественные инвестиции» - это вложения, которые ведут к модернизации и росту экономики.

Для получения качественных инвестиций необходимы новые, более высокие стандарты работы органов власти по формированию инвестиционного климата Курганской области.

Формирование инвестиционно-привлекательного климата региона - это не составление красивых буклетов. Это ежедневная, кропотливая работа всех управлений, департаментов и районных администраций прежде всего над улучшением качества жизни граждан, ведение конструктивного диалога с уже работающими компаниями и бизнесменами.

Мы должны работать четко и слаженно, все департаменты должны, предлагать свои идеи и участвовать в процессе привлечения инвестиций.

Поручаю управлению инвестиций проработать вопрос об усилении взаимосвязи органов государственной власти и упрощения всевозможных процедур и согласований для реальных инвесторов.

Приоритетами в привлечении качественных инвестиций можно обозначить:

Создание условий для внутренних инвесторов.

Привлечение качественных прямых иностранных инвестиций и инвестиций крупных российских компаний в наиболее конкурентоспособные районы, города и отрасли области.

Увеличение «умного капитала» Курганской области за счет приглашения в регион талантливых ученых и инновационные, прорывные компании.

Основа нашей экономической повестки - это производительная и конкурентоспособная экономика Курганской области с упором на внутренние возможности и ресурсы.

Это направление должно:
переориентировать внутренних инвесторов на внутриобластные проекты,
развивать внутреннюю кооперацию и интеграцию,
расширить доступ на российские и международные рынки курганским бизнесменам,
развивать наши природные ресурсы и улучшать деловую инфраструктуру.

Хочу подчеркнуть, что содействие в расширении рынков сбыта Курганских предпринимателей - это тоже инвестиции в экономику Курганской области.

Предлагаю главной мишенью темы номер 1 сделать содействие внутренним инвесторам. Ожидаемый результат - инвестиции в размере150 млрд. рублей в течении 3-х лет.

Для достижения такого результата необходимо:

Создать и постоянно совершенствовать качество персонального сервиса для внутренних инвесторов.

Сформулировать простое и понятное предложение Курганской области по площадкам для внутренних инвестиций.

Сформировать механизм внутриобластной кооперации.

Правительство области должно систематически информировать внутренних инвесторов об инвестиционных предложениях районов и городов области, формах поддержки проектов и наших возможностях по продвижению продукции вне Курганской области.

Второе направление. Привлечение качественных прямых иностранных инвестиций и инвестиций крупных российских компаний в наиболее конкурентноспособные районы и города области.

Ожидаемый результат - привлечение как минимум десяти международных и крупных российских компаний в течении следующих 3-х лет.

Предлагаю уделить первоочередное внимание таким инвестициям, которые:
усиливают доступ Курганской области к новым рынкам и включают наши предприятия в такие цепочки;
привносят доступ к передовым технологиям;
создают высококвалифицированные рабочие места и увеличивают инвестиции в человеческий капитал.

Я знаю проблемы и барьеры, которые стоят на пути международных и российских инвестиций.

В первую очередь многие инвесторы просто не слышали об инвестиционной готовности Курганской области.

Иностранные и крупные российские инвесторы должны получить от Правительства Курганской области комплексный пакет услуг от знакомства с нашими возможностями до размера получения экономического эффекта от взаимодействия с нашими предприятиями.

Важно сформировать уникальное инвестиционное предложение для крупных компаний, вплоть до решения их актуальных проблем. На это потребуется время. Но действовать нужно прямо сейчас.

Третий приоритет. Увеличение «умного капитала» Курганской области.

Первый и второй приоритет неразрывен с умным капиталом. Дискуссия о том, что должно быть первым - инвестиции или «умный капитал» не имеют смысла.

Это взаимосвязанные процессы.

Нам важно сократить отток талантливой молодёжи и высококвалифицированных кадров, а так же создать условия для привлечения специалистов в область.

Нет готовых рецептов по формированию «умного капитала». Нельзя взять лучшую российскую или мировую практику и перенести её на Курганскую область. Поручаю социальному блоку совместно с управлением инвестиций сформировать план действий в этом направлении,  исходя из нашей специфики и особенностей.

Основными направлениями должны быть:
Привлечение специалистов высокого уровня внутренними и внешними инвесторами под привлекательные с профессиональной точки зрения проекты.
Привлечение специалистов в бюджетные организации по целевым программам.
Разработка проекта по увеличению умного капитала Курганской области.
Внесение изменений в систему образования области на основе требований чемпионатов мира профессионального мастерства, подготовка команды Курганской области к чемпионату мира в Казани.

Ещё раз повторю. Готовых рецептов нет. Необходимо в кратчайшие сроки начать подготовку проекта по увеличению умного капитала.

Сегодня мною обозначены основные направления и действия инвестиционной политики Курганской области.

Поручаю в самое ближайшее время управлению инвестиций совместно с ключевыми департаментами разработать дорожную карту по привлечению инвестиций на ближайшие 3 года.

Комплекс конкретных мероприятий должен поставить инвестиционную деятельность на современный уровень и обеспечить рост экономики Курганской области.

Поэтому важно предпринять следующие действия:

Изменить управленческие подходы для достижения результата, а именно. Важно внедрить систему проектного управления по улучшению инвестиционного климата.

На основании инвестиционного послания разработать инвестиционную стратегию и дорожную карту по её реализации.

Подробнейшим образом прописать и внедрить сервис для внутриобластных, российских и международных инвесторов.

Мы должны быть гибкими и гибко реагировать на изменяющиеся условия.

Без внедрения новых подходов мы не сможем существенно изменить ситуацию в экономике. И Агентство стратегических инициатив готово помочь нам в этой работе.

Мы должны улучшить показатели Курганской области в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата.

Но также должны помнить, что рейтинг это не самоцель.

Цель всех органов власти – улучшение условий ведения бизнеса в Курганской области.

 

Если Вы заметили в тексте ошибку, выделите её мышкой и нажмите "Ctrl+Enter"!