Обзор типичных нарушений действующего законодательства и коррупциогенных факторов, выявленных в муниципальных нормативных правовых актах в сфере правового регулирования муниципальной службы

Статьей 42 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.


В обзоре рассматриваются наиболее распространенные нарушения действующего законодательства и коррупциогенные факторы, допускаемые органами местного самоуправления при принятии нормативных правовых актов в сфере правового регулирования муниципальной службы.

Регулирование правоотношений в сфере установления порядка проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 2 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — Закон о муниципальной службе) при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.


Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования.


Таким образом, представительные органы муниципальных образований наделены полномочиями по установлению порядка проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы.


По итогам проведения правовой и антикоррупционной экспертизы в муниципальных нормативных правовых актах, устанавливающих порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы в соответствии со статьей 17 Закона о муниципальной службе, выявлены следующие нарушения действующего законодательства и коррупциогенные факторы:

- устанавливается возможность принятия участия в конкурсе на замещение должности муниципальной службы только для граждан Российской Федерации, чем нарушены положения статей 1 и 16 Закона о муниципальной службе, в соответствии с которыми на муниципальную службу вправе поступать граждане Российской Федерации, граждане иностранных государств;

- участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе;

- представителем нанимателя (работодателем) для муниципальных служащих определяется орган местного самоуправления, в том числе местная администрация, что не соответствует статье 2 Закона о муниципальной службе, согласно которой представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя);

- не устанавливается необходимость размещения органом местного самоуправления информации о проведении конкурса на замещение должности муниципальной службы, а также его результаты в сети «Интернет» в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 9 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», согласно которой информация о деятельности органов местного самоуправления, размещаемая в сети «Интернет», содержит, в том числе информацию о кадровом обеспечении органа местного самоуправления (порядок поступления граждан на муниципальную службу; сведения о вакантных должностях  муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления; квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей  муниципальной службы; условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы и т. д);

- устанавливается перечень документов, необходимых для участия в конкурсе на замещение должности муниципальной службы, которые не соответствуют перечню документов, установленному статьей 16 Закона о муниципальной службе;

- устанавливается возможность приема от гражданина, муниципального служащего, изъявивших желание участвовать в конкурсе, соответствующих документов, в случае их несвоевременного представления, представления их не в полном объеме или с нарушением правил оформления при наличии уважительной причины, то есть отсутствуют четкие основания для принятия документов в указанных случаях, что является коррупциогенным фактором - определение компетенции по формуле «вправе».


Регулирование правоотношений в сфере определения порядка деятельности комиссии по исчислению стажа муниципальной службы

Статьей 25 Закона о муниципальной службе установлено, что порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности помимо указанных в части 1 настоящей статьи устанавливается законом субъекта Российской Федерации.


В соответствии со статьей 6 Закона Курганской области от 30 мая 2007 года №251 «О регулировании отдельных положений муниципальной службы в Курганской области» (далее - Закон о регулировании отдельных положений муниципальной службы в Курганской области) стаж муниципальной службы муниципального служащего устанавливается правовым актом представителя нанимателя (работодателя) на основании решения комиссии по исчислению стажа муниципальной службы.


Порядок создания и деятельности комиссии по исчислению стажа муниципальной службы определяется нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.


На основании изложенного представительные органы муниципальных образований наделены полномочиями по установлению порядка деятельности комиссии по исчислению стажа муниципальной службы.


В муниципальных нормативных правовых актах, регулирующий правоотношения в сфере определения порядка деятельности комиссии по исчислению стажа муниципальной службы в соответствии со статьей 6 Закона о регулировании отдельных положений муниципальной службы в Курганской области, выявлены следующие нарушения действующего законодательства:

- к полномочиям комиссии по исчислению стажа относится установление стажа муниципальной службы, что не соответствует статье 6 Закона о регулировании отдельных положений муниципальной службы в Курганской области, предусматривающей, что стаж муниципальной службы муниципального служащего устанавливается правовым актом представителя нанимателя (работодателя) на основании решения комиссии по исчислению стажа муниципальной службы;

- представительными органами муниципальных образований устанавливается порядок деятельности комиссии по исчислению трудового стажа работников, замещающих должности, не отнесенные к муниципальным должностям и осуществляющих техническое обеспечение местной администрации, в нарушение статьи 6 Закона о регулировании отдельных положений муниципальной службы в Курганской области и статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации.


Регулирование правоотношений в сфере утверждения порядка ведения реестра муниципальных служащих

Согласно статье 31 Закона о муниципальной службе в муниципальном образовании ведется реестр муниципальных служащих.


Муниципальный служащий, уволенный с муниципальной службы, исключается из реестра муниципальных служащих в день увольнения.


В случае смерти (гибели) муниципального служащего либо признания муниципального служащего безвестно отсутствующим или объявления его умершим решением суда, вступившим в законную силу, муниципальный служащий исключается из реестра муниципальных служащих в день, следующий за днем смерти (гибели) или днем вступления в законную силу решения суда.


Порядок ведения реестра муниципальных служащих утверждается муниципальным правовым актом.


Таким образом, органы местного самоуправления наделены полномочиями по утверждению порядка ведения реестра муниципальных служащих.


В указанных муниципальных нормативных правовых актах выявлены следующие нарушения действующего законодательства и коррупциогенные факторы:

- при установлении срока исключения из указанного реестра муниципального служащего в случае его смерти (гибели) либо признания безвестно отсутствующим или объявления его умершим решением суда, вступившим в законную силу, не учитывается срок, определенный статьей 31 Закона о муниципальной службе;

- при утверждении порядка ведения реестра муниципальных служащих орган местного самоуправления, принимающий соответствующий муниципальный правовой акт, отсылает на иной муниципальный правовой акт, определяющий порядок ведения реестра муниципальных служащих, что является коррупциогенным фактором - чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества;

- не устанавливается срок ежегодного формирования реестра муниципальных служащих, что является коррупциогенным фактором - широта дискреционных полномочий.

Регулирование правоотношений в сфере установления квалификационных требований к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей

В соответствии со статьей 9 Закона о муниципальной службе для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.


Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.


На основании изложенного органы местного самоуправления наделены полномочиями по установлению квалификационных требований к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.


В муниципальных нормативных правовых актах, устанавливающих  квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, выявлены следующие нарушения действующего законодательства и коррупциогенные факторы:

- установление квалификационных требований к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, не соответствующих типовым квалификационным требованиям для замещения должностей муниципальной службы, определенным Законом о регулировании отдельных положений муниципальной службы в Курганской области;

- установление дополнительных квалификационных требований к стажу муниципальной службы, не предусмотренных Законом о регулировании отдельных положений муниципальной службы в Курганской области (наличие 2 лет стажа муниципальной службы на главных должностях муниципальной службы, наличие 2 лет стажа муниципальной службы в отношении ведущих должностей муниципальной службы и др.), что является коррупциогенным фактором - выборочное изменение объема прав.

 

Если Вы заметили в тексте ошибку, выделите её мышкой и нажмите "Ctrl+Enter"!