Протокол № 16 заседания Комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при Правительстве Курганской области от 27 мая 2016 года

1. О ходе реализации в Курганской области постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 года № 1177 «Об утверждении правил организованной перевозки группы детей автобусами».

Комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения при Правительстве Курганской области (далее – Комиссия) отмечает, что в настоящее время на территории региона осуществляется подвоз более 9,7 тысяч обучающихся в 284 образовательные организации из 829 населенных пунктов, при этом задействовано 773 маршрута перевозки, общая протяженность которых составляет свыше 23 тысяч километров.

В 2015-2016 учебном годах для организации подвоза детей использовалось 369 школьных автобусов (всего имеется 496 единиц транспорта данной категории).

Непосредственно на балансе образовательных учреждений находится 408 автобусов, 88 единиц состоят на балансе муниципальных отделов управления образования.

В целях создания безопасных условий при перевозке детей пассажирским транспортом, в том числе при их доставке школьными автобусами в образовательные организации заинтересованными субъектами профилактики реализуется значительный комплекс мер.

Так, подразделениями Госавтоинспекции совместно с органами государственного контроля и надзора в 2015 году проведена 41 плановая проверка, по результатам которых выявлено 36 недостатков, в отношении 10 должностных и 3 юридических лиц вынесены постановления о наложении административных взысканий. Направлено 10 представлений в органы образования и 1 – в органы исполнительной власти. За нарушения Правил дорожного движения (далее – ПДД) привлечены к административной ответственности 86 водителей школьных автобусов.

Организована работа по ведению в подразделениях Госавтоинспекции реестров водителей и паспортов автобусов, осуществляющих организованные перевозки детей. В данных документах концентрируется вся информация, с учетом которой обеспечивается контроль органов власти за безопасными перевозками детей автобусами.

Управлением государственного автодорожного надзора по Курганской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в 2015 году проверены 57 образовательных учреждений, осуществляющих перевозки детей автобусами. Проведено 90 проверок, в том числе 33 – плановых, 57 – внеплановых (по контролю за исполнением ранее выданных предписаний). В ходе проведения 40  проверок у 33 субъектов было выявлено 357 различных нарушений требований законодательства.

Результаты проверок свидетельствуют о наличии существенных недостатков и нарушений в организации безопасной перевозки детей. По-прежнему имеют место факты допуска водителей к перевозкам без прохождения предрейсового и послерейсового медицинского осмотров (выявлено 11 таких нарушений), отсутствия обученных и аттестованных должностных лиц, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения (27 нарушений), нарушения ведения путевой документации (113 нарушений), нарушения режима труда и отдыха водителей (7 фактов).

Для усиления контроля в этой сфере деятельности реализуется профилактическое мероприятие «Детский автобус», целью которого является предупреждение происшествий с участием транспорта, задействованного в перевозке детей.

Особое внимание уделено проведению мероприятий, направленных на повышение дисциплины водителей школьных автобусов. Так, за различные нарушения ПДД к ответственности привлечен 21 водитель этой категории транспорта.

Комиссия отмечает, что существует ряд проблемных вопросов, связанных с реализацией отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 года № 1177 «Об утверждении правил организованной перевозки группы детей автобусами» (далее – Правила перевозки).

В первую очередь, это необходимость полной замены школьных автобусов, используемых для подвоза детей, эксплуатация которых осуществляется свыше 10 лет после года их выпуска. В 2015 году в связи с дефицитом областного бюджета был приобретен только один школьный автобус (планировалось 20 единиц). К 1 января 2017 года необходимо произвести замену около 40% такого транспорта (147 единиц).

Актуальным по-прежнему остается вопрос оснащения школьных автобусов тахографами. По состоянию на 1 мая 2016 года только 90,5%  автобусов (334 из 369), используемых для организованной перевозки детей, оборудованы этими техническими средствами контроля.

Со стороны организаторов перевозок не в полной мере соблюдаются Правила перевозки при подготовке и осуществлении разовых поездок детей на различные мероприятия, требующие сопровождения патрульными автомобилями Госавтоинспекции. В числе основных отмечены такие нарушения, как несоблюдение установленного срока подачи в подразделения ГИБДД соответствующей заявки и уведомления, отсутствие программ маршрута и графиков движения с расчетным временем перевозки, отсутствие документов, содержащих порядок посадки детей в автобус, списков назначенных сопровождающих (с указанием фамилии, имени, отчества каждого сопровождающего, его телефона), отсутствие списков детей (с указанием фамилии, имени, отчества и возраста каждого ребенка) и другие.

Комиссией отмечено, что отсутствие в регионе крупных предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки и имеющих достаточное количество автобусов, соответствующих требованиям к перевозке детей, может негативно повлиять на своевременность доставления детей в детские лагеря и возвращения домой в период летней оздоровительной кампании. Для недопущения этого  необходимо определить перечень имеющихся на территории области транспортных средств и их владельцев с учетом количества планируемых перевозок заблаговременно заключить с ними соответствующие договоры фрахтования.

Комиссией обращено внимание на то, что Федеральным законом Российской Федерации от 1 мая 2016 г. № 138-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения, устанавливающие административную ответственность за нарушения Правил организованной перевозки группы детей автобусами. В соответствии с нововведениями административной ответственности в случае совершения нарушений будут подлежать не только водители, но также ответственные за эту деятельность должностные и юридические лица. Предусмотрено применение размеров санкций за правонарушения данной категории: до 25 тыс. руб. - штраф для должностных лиц, до 100 тыс. руб. – штраф для юридических лиц.

С учетом этого, отмечена необходимость принятия исчерпывающих мер по приведению процесса перевозки детей в соответствие с требованиями действующего в данной сфере законодательства.

РЕШИЛИ:

1.1. Доклады и.о. директора Департамента образования и науки Курганской области Бобковой Н.Д., начальника Управления государственного автодорожного надзора по Курганской области Жакина А.П., начальника Управления ГИБДД УМВД России по Курганской области Чебыкина М.В. принять к сведению.
1.2. Департаменту образования и науки Курганской области (Бобкова Н.Д.):
1.2.1. Перед началом летней оздоровительной кампании провести с руководителями муниципальных органов управления образованием и директорами загородных оздоровительных учреждений инструктивное совещание по соблюдению Правил организованной перевозки групп детей. Организовать неукоснительное выполнение требований Правил в части подачи в подразделения Госавтоинспекции в установленные сроки соответствующих заявок и уведомлений о планируемых поездках.

Срок: до 15 июня 2016 года


1.2.2. С учетом количества планируемых в летний период перевозок детей к местам массового отдыха при необходимости заблаговременно заключить соответствующие договоры фрахтования с перевозчиками, осуществляющими на территории области деятельность в сфере перевозки пассажиров и багажа, соответствующую условиям и требованиям, предъявляемым к перевозке детей. 

Срок: до 15 июня 2016 года


1.2.3. Взять на ежедневный контроль вопрос о замене школьных автобусов, срок эксплуатации которых превышает 10 лет с года их выпуска. В рамках этой работы проанализировать складывающуюся ситуацию и имеющийся опыт по решению аналогичного вопроса в других субъектах Российской Федерации. Об итогах выполнения мероприятия проинформировать Губернатора Курганской области.

Срок: до 20 июня 2016 года

 

1.3. Управлению ГИБДД УМВД России по Курганской области (Чебыкин М.В.) перед началом летней оздоровительной кампании направить запросы в муниципальные органы власти о предоставлении списков автобусов, задействованных для доставки детей к местам отдыха. Проанализировать и систематизировать эту информацию, с учетом которой реализовать контрольно-профилактические мероприятия, предусматривающие проверку технического состояния автобусов, проверку выполнения требований, предъявляемых к водителям данной категории транспорта.

Срок: до 15 июня 2016 года


1.4.  Управлению государственного автодорожного надзора по Курганской области (Жакин А.П.) совместно с Департаментом образования и науки Курганской области (Бобкова Н.Д.), Управлением ГИБДД УМВД России по Курганской области (Чебыкин М.В.) организовать и провести с руководителями образовательных учреждений области семинар-совещание, направленное на разъяснение отдельных положений и норм законодательства, действующего в сфере перевозки детей транспортом.

Срок: до 1 июля 2016 года

 

2. Об организации контроля за обеспечением безопасности перевозок юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозки пассажиров и багажа по регулярным автобусным маршрутам на основании выданных лицензий и по перевозке пассажиров и багажа по заказам.

В настоящее время на территории Курганской области зарегистрировано более 4 тысяч автобусов, из которых 2,5 тысячи находятся на балансе юридических лиц и предпринимателей. Регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляют 199 лицензиатов, у которых в собственности около 900 автобусов. В г.Кургане маршрутные перевозки осуществляют 27 лицензиатов, из которых 17 – юридические лица и 10 – индивидуальные предприниматели. Данными субъектами эксплуатируется 454 автобуса, которые осуществляют движение по 68 маршрутам. Междугородние перевозки осуществляют 88 лицензиатов, у которых около 250 автобусов. В международном сообщении перевозки осуществляются 5 лицензиатами на 24 автобусах.

Комиссия отмечает, что в 2015 году органами государственного контроля на территории Курганской области реализован значительный комплекс мер по повышению безопасности перевозки пассажиров общественным транспортом. Результатом этой работы стало снижение (-23,1%; с 26 до 20) общего количества дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП), зарегистрированных по вине водителей автобусов, число погибших в них людей уменьшилось с 3 до 2 человек. Несмотря на это, на 38,5% возросло число граждан, получивших в ДТП различные травмы (с 26 до 36 человек).

Основная масса происшествий (90%) совершена перевозчиками, имеющими лицензию на осуществление данного вида деятельности, при этом их количество сократилось с 23 до 18, в то же время на 54,4% (с 22 до 34) возросло число раненых в них граждан.

Наиболее неблагополучная обстановка, связанная с аварийностью на пассажирском транспорте, отмечена на территории г.Кургана, где по вине водителей автобусов в 2015 году допущено 90% (18 из 20) всех ДТП данной категории. По одному ДТП зарегистрировано в Целинном и Юргамышском районах.

Среди причин, повлекших возникновение данных ДТП, основными стали такие, как выезд на полосу встречного движения, несоблюдение очередности проезда, нарушение правил проезда пешеходного перехода, неправильный выбор дистанции. Отсутствие со стороны организаторов перевозок должного контроля за эксплуатацией пассажирского транспорта на линии стало дополнительным условием совершения этих происшествий.

Комиссия отмечает, что особого внимания к себе требует состояние дисциплина среди водителей автобусов в текущем году, о чем свидетельствуют результаты надзорной деятельности. Только за 3 месяца 2016 года к административной ответственности за нарушения ПДД привлечено 579 водителей (+19,1%), в том числе 5 (АППГ-0) за управление автобусом в состоянии опьянения. Возросло число нарушений (+25,5%), связанных с игнорированием сигналов светофора, в 2 раза (до 47 нарушений) увеличилось количество фактов непредоставления преимущества в движении пешеходам, на 47,1% (25 нарушений) больше зафиксировано фактов превышения установленной скорости движения.

В целом ухудшение транспортной дисциплины водителей автобусов обусловило незначительный рост аварийности. Так, за январь-март текущего года по вине водителей автобусов зарегистрировано 3 ДТП (АППГ-1), в результате которых 6 (АППГ-2) человек получили ранения.

Вызывает обеспокоенность членов Комиссии состояние безопасности перевозок, осуществляемых с использованием пассажирского транспорта по отдельным заказам. Связано это прежде всего с тем, что именно этот вид перевозок в соответствии с действующим законодательством лицензированию не подлежит и контроль за перевозочной деятельностью в данном случае может осуществляться только при надзоре за дорожным движением.

За 3 месяца 2016 года по результатам проверки 124 автобусов, осуществляющих заказные перевозки, возбуждено 58 дел об административных правонарушениях, в том числе, 47 в отношении водителей и 11 в отношении должностных лиц, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения.

При этом основными нарушениями, допущенными водителями заказных автобусов, явились такие, как управление автобусом без тахографа (21), управление автобусом, имеющим технические неисправности (22).

Комиссия отмечает, что во многих городах России внедрен опыт по взаимодействию с населением, общественными организациями и формированиями, установлен независимый общественный контроль за работой водителей автобусов на городских маршрутах путем нанесения на задних частях автобусов телефонных номеров, на которые можно сообщить о нарушениях правил дорожного движения, допускаемых водителями автобусов.

Внимание участников Комиссии обращено на то, что этот положительный опыт может быть внедрен и использован на территории Курганской области. Это позволит повысить эффективность мер, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения и повышение уровня правосознания водителей общественного транспорта.

РЕШИЛИ:

2.1. Доклады начальника Управления государственного автодорожного надзора по Курганской области Жакина А.П., директора Департамента  промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области Константинова А.Ю., начальника Управления ГИБДД УМВД России по Курганской области Чебыкина М.В. принять к сведению.

2.2. Управлению государственного автодорожного надзора по Курганской области (Жакин А.П.) совместно с Управлением ГИБДД УМВД России по Курганской области (Чебыкин М.В.):

2.2.1. Провести с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозку пассажиров и грузов, семинар-совещание по вопросам организации деятельности по обеспечению требований законодательных актов, действующих в сфере безопасности дорожного движения. В рамках данного совещания предусмотреть заслушивание руководителей предприятий, не обеспечивших в текущем году соблюдение требований нормативных документов в данной сфере, с принятием к ним мер реагирования в установленном порядке.

          Срок: до 1 июля 2016 года


2.2.2. Организовать контрольно-надзорные мероприятия в отношении субъектов, осуществляющих пассажирские перевозки, обеспечить проведение не реже 1 раза в неделю совместных рейдовых проверочных мероприятий по контролю соблюдения установленных требований в области безопасности дорожного движения при эксплуатации пассажирских транспортных средств на линии.

Срок: в течение 2016 года

 
2.3. Департаменту  промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области (Константинов А.Ю.) совместно с Управлением ГИБДД УМВД России по Курганской области (Чебыкин М.В.), Управлением государственного автодорожного надзора по Курганской области (Жакин А.П.), руководителями предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, осуществляющих деятельность в сфере перевозки пассажиров и багажа, с учетом опыта субъектов Российской Федерации установить независимый общественный контроль за работой водителей пассажирского транспорта путем нанесения на заднюю часть автобусов номеров телефонов организатора перевозки, общественных организаций, на которые можно сообщить информацию о допускаемых водителями автобусов нарушениях правил дорожного движения, либо информацию о недостатках в содержании автомобильных улиц и дорог.   

 Срок: до 1 июля 2016 года

 
2.4. Департаменту  промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области (Константинов А.Ю.) завершить комплекс мероприятий пореализации положений Федерального закона от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на территории Курганской области.

Срок: до 1 октября 2016 года


2.5. Управлению специальных программ Правительства Курганской области (Снетков Н.А.) организовать в рамках очередного заседания Комиссии заслушивание начальника УГАДН по Курганской области по вопросу «О принимаемых мерах по повышению эффективности контроля за обеспечением безопасности перевозок юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозки пассажиров и багажа по регулярным автобусным маршрутам на основании выданных лицензий и по перевозке пассажиров и багажа по заказам».

Срок: сентябрь 2016 года


3. О развитии региональной телемедицинской консультативной системы оказания медицинской помощи, в том числе скорой специализированной медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий.

Комиссия отмечает актуальность и необходимость дальнейшей реализации мероприятий, направленных на развитие системы по оказанию неотложной экстренной помощи лицам, получившим в результате ДТП травмы различной степени тяжести.

В 2011 году в Курганской области осуществлен ввод в эксплуатацию Регионального комплекса управления, связи и взаимодействия территориальных центров медицины катастроф с Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения на 2006-2012 годы».

В 2013-2014 годах Государственное казенное учреждение «Курганский областной центр медицины катастроф» в рамках региональной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в Курганской области» на 2013-2015 годы осуществило внедрение телемедицинских технологий, связанное  с вводом в эксплуатацию в 26 отделениях скорой медицинской помощи автоматизированных информационно-управляющих систем, интегрированных с Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, оборудования для проведения дистанционных медицинских консультаций при помощи системы видеоконференцсвязи и программного обеспечения региональной телемедицинской системы.

В настоящее время во всех медицинских организациях, подведомственных Департаменту здравоохранения Курганской области, внедрены телемедицинские технологии, включающие систему видеоконференцсвязи (на 150 абонентов), телемедицинскую систему для проведения дистанционных консультаций.

Отмечено, что использование телемедицинских технологий позволяет экономить значительный объем бюджетных средств, необходимый для осуществления деятельности в данной сфере.

РЕШИЛИ:

3.1. Доклад начальника Департамента здравоохранения Курганской области Кокориной Л.И. принять к сведению.

3.2. Департаменту здравоохранения Курганской области (Кокорина Л.И.):

3.2.1. Обеспечить дальнейшее развитие регионального комплекса управления, связи и взаимодействия Государственного бюджетного учреждения «Курганский областной центр медицины катастроф» с Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. По итогам 2016 года оценить его эффективность в вопросах оказания экстренной квалифицированной медицинской помощи лицам, пострадавшим в ДТП. О результатах выполнения мероприятия проинформировать докладной запиской Губернатора Курганской области.

Срок: до 30 декабря 2016 года


3.2.2. Обеспечить подготовку и реализацию «пилотного» проекта системы телемедицинских технологий на территории Курганской области по наиболее востребованным профилям медицинской помощи (в том числе по травмам при ДТП).

Срок: до 31 июля 2016 года

 

Первый заместитель
Губернатора Курганской области С.Г. Путмин