Реставрация Церкви Трех Святителей, с. Карачельское

Первая церковь Трёх святителей появилась в селе Карачельском (основано в 1743 г.), по всей видимости, уже в первые годы существования этого населённого пункта. Освящение первого деревянного храма можно отнести к 1746 году. Эту деревянную Трёхсвятительскую церковь разобрали на рубеже 60-х – 70-х годов XVIII века, заменив её новым деревянным храмом, который освятили 26 октября 1771 года. В 1817 году прихожане села Карачельского решили выстроить каменный Трёхсвятительский храм с приделом Владимирской Богоматери. В этом же году был выполнен проект, согласно которому они собирались возводить новую церковь. Работы растянулись на 7 лет и 28 августа 1824 года каменный храм во имя Трёх святителей был освящён. Обнаруженные в Оренбургском архиве документы позволяют получить представление о том, как выглядела эта церковь. Первоначальная трапезная значительно уступала по площади ныне существующему объёму. По ширине она была равна четверику с расширением к северу за счёт придела во имя Владимирской Божией Матери. Чтобы зримо оценить первоначальные формы Трёхсвятительской церкви достаточно познакомиться с одновременной Церковью Фрола и Лавра в селе Белоярском Щучанского района.

В 1872 году была проведена значительная реконструкция церкви: все стеновые конструкции трапезной были разобраны, и трапезная была перестроена заново с воспроизведением декора фасадов предшественницы. При этом колокольня первой четверти XIX века за счёт увеличения длины трапезной оказалась внутри этого объёма.

Реконструкция, которой подверглась карачельская церковь в начале 1870-х годов, привела не только к расширению трапезной, но и к появлению второго придела, поэтому с последней четверти XIX века клировые ведомости фиксируют в храме села Карачельского не два престола, а три: Трёх святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста), Владимирской Богоматери и Дмитрия Солунского.

После революции, когда церковь в Карачельском закрыли, её использовали в качестве склада зерна. Правда, к середине XX века она уже находилась в бесхозном состоянии, что, вероятно, и способствовало тому, что в марте 1954 года в храме произошёл пожар. Огонь уничтожил кровлю, а в сводах появились трещины.

Таком образом в ходе проведенных комплексных исследований было установлено что существующее здание церкви Трёх святителей имеет в своей строительной истории два крупных этапа (периода): первый - первая треть XIX века (1817-1824 гг.); второй - последняя треть XIX века (1872 год).

Условно можно выделить также и третий этап – после 1917 года, когда здание перестало использоваться по первоначальному назначению, постепенно приходило в упадок и, в результате, дошло до настоящего времени в практически руинированном состоянии.

Архитектурные формы церкви Трёх святителей и ее динамичная композиция свидетельствуют о генетической связи этого памятника с эпохой барокко. Наиболее ярко барочные мотивы проявились в строительстве основного объема церкви (четверика) с богатым декором венчающих элементов, которым в полной мере соответствует фасадное убранство насыщенное богатыми по форме наличниками. Конечно барочные формы этого храма не вписываются в хронологические рамки елизаветинского барокко середины XVIII столетия, а все имеющиеся данные свидетельствуют о «вписанности» Зауралья в общерусский процесс освоения и внедрения классицистических форм. Однако факт создания в Челябинском уезде  в достаточно короткий отрезок времени (1810-е – 1820-е годы) ряда культовых сооружений, ориентированных на откровенно барочную стилистику, может быть объяснен желанием заказчиков, которые во вновь возводимых каменных храмах хотели видеть тот образ, который на протяжении десятилетий олицетворял деревянный храм, сооружённый, как правило, в середине – второй половине XVIII столетия.

30 августа 1960 года церковь Трех святителей была поставлена на охрану, однако, к сожалению каких-либо мер по реставрации памятника до настоящего времени не предпринималось. Учитывая, что памятник относится к объектам культурного наследия федерального значения, в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия он был оформлен в федеральную собственность и передан в безвозмездное пользование религиозной организации. Эти обстоятельства обеспечили возможность участия объекта в реализации федеральной целевой программы «Культура России», в рамках которой существует специальное направление, посвященное реставрации религиозных памятников, находящихся в федеральной собственности. Государственным заказчиком проведения таких работ является Министерство культуры Российской Федерации, т.е. именно Министерство проводит торги и заключает государственные контракты на проведение реставрационных работ за счет средств федерального бюджета.

В течение 2014 года по заказу Минкультуры России проводилась разработка комплексного проекта реставрации церкви. Именно в ходе этих работ были получены приведенные выше сведения о датах и обстоятельствах постройки и реконструкции церкви. Архитекторами-реставраторами на основе результатов научных исследований определен основной период, на который производится реставрация - последняя треть XIX века (на период перестройки 1872 года). Именно тогда здание имело наиболее гармоничный и законченный внешний вид и планировочную структуру. Проектом предусматривается восстановление внутренних несущих стен, закладка поздних проемов, восстановление перекрытий и лестниц колокольни, устройство новых кирпичных сводов трапезной, устройство полов из керамической плитки, воссоздание иконостаса, алтарных преград, балкона (хоров), консервацию сохранившихся фрагментов настенной живописи.

Проект предусматривает проведение полного комплекса работ по восстановлению и укреплению кирпичной кладки фасадов, их штукатурной отделки о окраске. Также подлежат восстановлению исторические входы в здание, первоначальная форма кровли, завершения глав и кресты над главами основного объема и колокольни.

В конце 2014 года по итогам проведенных Минкультуры России торгов определен подрядчик для выполнения в текущем году перечисленного выше комплекса работ. Все организационные мероприятия подрядчиком уже завершены. На объекте осуществляется установка лесов, производятся необходимые демонтажные работы, осуществляется доставка строительных материалов для того, чтобы в апреле начать реставрационные работы. Срок сдачи объекта - ноябрь 2015 года. Впервые на территории Курганской области мы реализуем столь крупный реставрационный проект в такие короткие сроки. Здесь хотелось бы отметить географию его участников: проектирование и авторский надзор осуществляется московскими архитекторами, технический надзор - специалистами из Санкт-Петербурга, сами работы осуществляются реставраторами из Башкирии. При этом подготовкой всего комплекса документов, необходимых для выделения средств федерального бюджета, а также контролем за ходом проведения реставрационных работ занимается Управление культуры Курганской области. Подчеркнем еще и то, что все участники проекта имеют большой опыт работы (в том числе совместной), поэтому сегодня у нас есть полная уверенность в том, что все обязательства будут выполнены в полном объеме и в установленные сроки.

В очаровательном каменном храме, воссоздаваемом на высоком берегу реки Миасс в центре села Карачельское, несомненно, в скором будущем вновь начнутся богослужения. Храм станет одним из старейших среди действующих храмов Курганской и Шадринской Епархии РПЦ и одним из красивейших исторических храмов Урала, что привлечет в него немало паломников. Однако завершение реставрации еще не будет означать, что государство и местная власть выполнят свои задачи в полном объеме. Уже сегодня нам предстоит проработать вопросы дальнейшего использования объекта и как объекта религиозного паломничества и как памятника истории и культуры федерального значения. Важно, чтобы объект после реставрации не остался на уровне простого физического культурного ресурса, а был активно вовлечен в жизнь, прежде всего, местного сообщества. А это означает включение объекта в туристические и паломнические маршруты с попутным решением инфраструктурных вопросов, использование объекта в образовательных проектах, в реализации геобрендинговых идей. Именно такой путь позволяет культурному наследию становиться важной составляющей устойчивого развития территории.

Бровко Д.В.

 

Если Вы заметили в тексте ошибку, выделите её мышкой и нажмите "Ctrl+Enter"!