Выступление Губернатора Курганской области А.Г. Кокорина в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 27 октября 2015 года

Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые сенаторы, уважаемые коллеги! Мои коллеги из Калининграда и Ставрополья основные проблемные вопросы озвучили, поэтому мне несколько проще. Я коротко хотел бы остановиться на ситуации в Курганской области.

Бюджетная политика в Курганской области не расходится с федеральной: ликвидация неэффективных расходов, увеличение собственных доходов. Мы входим в число тех субъектов Российской Федерации, у которых серьезно снизились поступления по налогу на прибыль. В связи с этим, собственные доходы у нас, к сожалению, остаются на уровне 2013 года, а расходы возросли практически на треть, и не потому, что мы приняли какие-то собственные решения что-то построить или что-то приобрести. На резкий рост расходов повлияли такие решения, как привязка заработной платы бюджетников к средней по региону, и самое большое увеличение  - это платежи на медицинское страхование неработающего населения. Я для примера могу сказать, что при собственных доходах 19 миллиардов рублей, у нас расходы только с 2013 года увеличились на 3 млрд. 200 млн. рублей, и  на сегодняшний день составляют 4 млрд. 200млн. рублей. Дальше так просто, на мой взгляд, идти нельзя. Здесь те предложения, которые коллега высказывался из Калининграда, мы полностью поддерживаем.

Президентом России поставлены задачи по ликвидации очередности в детские сады, повышению доступности государственных и муниципальных услуг  через МФЦ, переселению граждан из аварийного жилья и, конечно, мы обязаны их выполнять. Но при наших доходах, уважаемые коллеги, нам фактически каждый месяц не хватает по одному млрд. рублей, мы просто вынуждены брать коммерческие кредиты. И при собственных доходах 19 млрд. рублей  закредитованость нашего бюджета на сегодняшний день коммерческими кредитами составляет 8 млрд. рублей. Мы надеялись на помощь Министерства финансов России, но пример: обещанный в июле бюджетный кредит 1 млрд. рублей до сих пор не пришел. Недаром, как в той поговорке, что обещанного три года ждут, - бюджет-то у нас был трехлетний. Надеюсь, что в 2016 году с принятием  однолетнего бюджета вопросы будут решаться быстрее.

Министерство финансов указывает нам на необходимость снижения расходов.  Мы, конечно, прислушались и перешли на реорганизацию бюджетных учреждений,  сокращение штатных единиц работников, сокращение государственных служащих. В прошлом году сократили на 15%, в этом году произойдет сокращение еще на 15% государственных служащих, но всех чиновников, вы прекрасно понимаете, не сократить – кому-то нужно работать. Оптимизировали меры социальной поддержки населения. Все эти меры дали нам экономию всего порядка 600 млн. рублей, но это уже вызывает большую социальную напряженность, а проблемы не решает. Нам указывают на повышение заработной платы работников в отраслях социальной сферы, но, извините, речь не идет об индексации, все выплачивается в пределах целевых показателей, установленных «дорожными картами», согласованными с федеральными министерствами, и в разы, к сожалению, меньше, чем у наших соседей.

Валентина Ивановна, я вам для информации оставляю – ситуация по выплате заработной платы в соседних регионах Уральского федерального округа по ряду категорий лучше в разы. По «дорожной карте» мы не выполняем обеспеченность по врачам, но, когда в разы заработная плата в соседних регионах выше, чем в Курганской области, а расстояние 100 км… Врач у нас получает 41 тысячу рублей, а в Тюменской  - 72 тысячи рублей, он поедет или в Свердловскую, или в Тюменскую область.

Нам указывают также на высокую долю инвестиционных расходов в структуре нашего бюджета, но, если разобраться: практически вся инвестпрограмма состоит из достройки 10 детских садов и ввода в эксплуатацию четырех МФЦ. Все. То есть это Указы Президента. Больше ничего в инвестпрограмме у нас нет, и крайне незначительно - всего 370 млн. рублей - направляется на поддержание наших объектов в минимально работоспособном состоянии, что, по сути, является просто «латанием дыр». Это реальность.

Курганская область, как еще 30 субъектов Российской Федерации, имеет уровень бюджетной обеспеченности ниже 0,7. В 2016 году Министерство финансов увеличивает нам дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности на 1,5 млрд. рублей, за что, конечно, мы выражаем огромную благодарность, и я от всех жителей Курганской области. Но даже при этом, при 1,5 млрд. рублей, у нас бюджетная обеспеченность остается одной из самых низких – 0,666. Поэтому как предложение, уважаемая Валентина Ивановна, я считаю единственный выход – это реальное выравнивание бюджетной обеспеченности таких регионов, как наш, а их, напоминаю, более 30. Мы живем в одной стране, и уровень бюджетной обеспеченности большинства регионов должен быть одинаков. По факту этого, к сожалению, не получается. Предлагаем изменить подходы и подтягивать до одного уровня все регионы, а на первом этапе, уважаемые коллеги, довести хотя бы до 0,75  такие регионы, как наш, имеющие бюджетную обеспеченность ниже этого уровня.

Второе – предлагаю на федеральном уровне разработать и утвердить государственные социальные стандарты, которые бы действовали на всей территории Российской Федерации, причем эти стандарты должны учитывать все принимаемые решения, федеральные законы, документы федеральных министерств, а точнее - их финансовое выражение. Если средств у регионов не хватает, то из федерального бюджета должны выделяться дополнительные ресурсы. Если существующая методика не позволяет выделять необходимую сумму, на наш взгляд, надо менять методику.

По налогам. Сегодня уже много говорилось по налогу на прибыль, но у нас более конкретное предложение: предлагаю 2% налога на прибыль, зачисляемых в федеральный бюджет, нужно передать регионам. Это позволит хоть немного увеличить собственные доходы субъектов.

И еще. Федеральный закон о консолидированной группе налогоплательщиков, сегодня много об этом уже говорилось, как мы видим, не принес для многих регионов дополнительных доходов, а наоборот, многие, в том числе  и мы, потеряли. Следовательно, надо менять эту ситуацию. Уважаемые коллеги, за один год собственные доходы в 1,5 раза Курганской области не нарастить, нам нужно время, за которое мы снивелируем недостаток средств ростом собственных доходов, но за этот период без реального увеличения финансовой помощи из федерального бюджета нам не обойтись. Уважаемые коллеги, свои предложения я озвучил, решение за вами. Спасибо за внимание.

 

 

Если Вы заметили в тексте ошибку, выделите её мышкой и нажмите "Ctrl+Enter"!