Разъяснения Правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 августа 2016 года №835
Правительство Курганской области в рамках оказания методологической помощи разъясняет правила проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд для членов общественных советов, образованных при органах государственной власти, а также общественных палат (общественных советов) муниципальных образований.
Обсуждение закупок – это одна из форм общественного контроля, поскольку соответствует целям общественного контроля: содействие развитию и совершенствованию контрактной системы в сфере закупок, предупреждение, выявление нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и информирование заказчиков, контрольных органов в сфере закупок о выявленных нарушениях. Согласно статье 102 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон) осуществлять общественный контроль, в частности принимать участие в обсуждении закупок, могут на равных условиях любые граждане и общественные объединения, юридические лица и объединения юридических лиц. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать возможность осуществления такого контроля.
При этом общественные объединения и объединения юридических лиц наделены специальными правами. Они могут:
- подготавливать предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
- направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов;
- осуществлять независимый мониторинг закупок и оценку эффективности закупок, в том числе оценку осуществления закупок и результатов исполнения контрактов в части их соответствия требованиям Федерального закона;
- обращаться от своего имени в государственные органы и муниципальные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю;
- обращаться от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях (бездействии) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссий по осуществлению закупок и их членов, должностных лиц контрактной службы, контрактных управляющих признаков состава преступления;
- обращаться в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В качестве одной из форм общественного контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Федеральным законом в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, предусмотрено проведение обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупки).
В обязательном общественном обсуждении могут на равных условиях принимать участие любые юридические лица вне зависимости от организационно-правовой формы, места нахождения и места происхождения капитала, любые физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, государственные органы и органы местного самоуправления (далее - участники обязательного общественного обсуждения). Участники обязательного общественного обсуждения после прохождения процедуры регистрации в единой информационной системе получают доступ к специализированному разделу, где могут оставлять свои замечания и предложения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 августа 2016 года № 835 «Об утверждении Правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» устанавливаются случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок (далее соответственно – постановление Правительства Российской Федерации № 835, Правила). Согласно постановлению Правительства Российской Федерации № 835 обязательное общественное обсуждение проводится в случае осуществления закупок при начальной (максимальной) цене контракта, составляющей более 1 млрд. рублей, с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случаев осуществления закупок:
- с применением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
- в рамках государственного оборонного заказа;
- путем проведения повторного конкурса, электронного аукциона (в случае его проведения на основании части 4 статьи 71 Федерального закона без изменения объекта закупки), запроса предложений;
- путем проведения запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера в соответствии со статьей 82 Федерального закона.
При этом Федеральным законом предусмотрена возможность устанавливать на уровне субъекта, муниципальном уровне иные случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок для обеспечения нужд соответственно субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также порядок обязательного общественного обсуждения закупок в таких случаях.
На территории Курганской области иные случаи обязательного общественного обсуждения закупок не установлены.
Обязательное общественное обсуждение осуществляется заказчиками, уполномоченными органами и учреждениями, указанными в пункте 3 Правил (далее - лицо, осуществляющее обязательное общественное обсуждение), и проводится в два этапа:
- первый этап - обсуждение на этапе планирования закупок;
- второй этап - обсуждение непосредственно при проведении закупки (после размещения извещения о закупке).
При этом первый этап включает две стадии: заочную и очную. Заочная стадия заключается в обсуждении крупной закупки посредством использования штатного интерфейса ЕИС. На втором этапе общественного обсуждения предусмотрена исключительно заочная стадия.
Первый этап обязательного общественного обсуждения состоит из обсуждения в разделе «Обязательное общественное обсуждение закупок» официального сайта единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее соответственно - специализированный раздел, ЕИС) и в рамках очных публичных слушаний информации о закупке, включенной в план закупок, и начинается с даты размещения в единой информационной системе лицом, осуществляющим обязательное общественное обсуждение, плана закупок.
Срок обязательного общественного обсуждения в специализированном разделе в рамках первого этапа должен составлять не менее 20 дней с даты размещения в ЕИС лицом, осуществляющим обязательное общественное обсуждение, плана закупок.
Участники обязательного общественного обсуждения в течение указанного срока оставляют в специализированном разделе свои замечания и предложения по информации о закупке, включенной в план закупок и подлежащей обязательному общественному обсуждению. При получении аргументированного ответа от лица, осуществляющего обязательное общественное обсуждение, они либо соглашаются с доводами, либо продолжают обсуждение.
По окончании заочного обсуждения лицо, осуществляющее обязательное общественное обсуждение, обязано организовать и провести по месту своего нахождения очные публичные слушания.
Очные публичные слушания являются открытыми, и никто не может ограничить доступ к участию в них заинтересованных лиц, представителей государственных органов и органов местного самоуправления.
Участники очных публичных слушаний вправе высказывать свои предложения и замечания, касающиеся информации о закупке, включенной в план закупок, задавать лицам, осуществляющим обязательное общественное обсуждение, любые вопросы, относящиеся к закупке.
При проведении очных слушаний лицо, осуществляющее обязательное общественное обсуждение, обязано вести протокол и осуществлять аудиозапись.
Очные слушания должны быть назначены не позднее чем через 10 дней после окончания срока заочного обсуждения. Информация о дате, времени и месте проведения очных публичных слушаний размещается в ЕИС не менее чем за 5 дней до их проведения.
Например, лицо, осуществляющее обязательное общественное обсуждение, 15 января 2018 года разместил в ЕИС план закупок, в котором запланирована закупка на сумму более 1 млрд. рублей. Следовательно, заочная стадия первого этапа обсуждения должна завершиться не ранее 5 февраля 2018 года Очные публичные слушания в рассматриваемом примере должны быть назначены на дату в период с 6 февраля 2018 года по 15 февраля 2018 года (включительно). Если заказчик назначает публичные слушания на 15 февраля 2018 года, то информация об их месте и времени проведения должна быть размещена в ЕИС не позднее 9 февраля 2018 года.
Необходимо отметить, что установленные сроки исчисляются в календарных днях. Если последний день срока, установленного Правилами, приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.
По итогам первого этапа общественного обсуждения, а точнее второй его стадии - очных публичных слушаний, лицо, осуществляющее обязательное общественное обсуждение, обязано в течение двух дней размесить протокол первого этапа в ЕИС. Указанный протокол должен содержать все поступившие замечания, предложения и ответы на них в рамках данного этапа, а также принятое лицом, осуществляющим обязательное общественное обсуждение, решение по результатам первого этапа обсуждения. В данной ситуации возможно одно из трех решений:
Первое - все оставить без изменений. Лицо, осуществляющее обязательное общественное обсуждение, имеет право продолжить подготовку к проведению закупки без учета результатов обязательного общественного обсуждения.
Второе - внести изменения в план закупок и план-график (при необходимости) с учетом результатов обязательного общественного обсуждения, по итогам которых лицо, осуществляющее обязательное общественное обсуждение, может внести изменения, например, в части корректировки объема закупок, способа, сроков закупки, сроков исполнения контракта и т. п.
Третье - отменить запланированную закупочную процедуру. В данном случае лицо, осуществляющее обязательное общественное обсуждение, также будет вносить изменения в план-график, указывая информацию об отмене закупки.
Обратите внимание! Если в рамках общественного обсуждения на первом этапе обсуждалось параллельно две или три запланированные крупные закупки лица, осуществляющего обязательное общественное обсуждение, то на каждую закупку, подлежащую обязательному общественному обсуждению, составляется отдельный протокол. Данное правило будет распространяться и на процедуру общественного обсуждения, осуществляемую на втором этапе такого обсуждения.
Процедура общественного обсуждения крупных закупок накладывает на лицо, осуществляющее обязательное общественное обсуждение, повышенную ответственность по планированию сроков закупки с точки зрения учета длительности первого этапа обсуждения. Например, заказчик 15 января 2018 года разместил в ЕИС план-график, в котором предусмотрел одну закупку, подлежащую общественному обсуждению, на январь 2018 года. Исходя из того, что заочная стадия обсуждения не может быть менее 20 дней, а очная стадия - не более 10 дней, то извещение и документацию такой закупки можно разместить в ЕИС не ранее 15 февраля 2018 года. Таким образом, объявить крупную закупку в январе 2018 года лицо, осуществляющее обязательное общественное обсуждение, технологически не может, иначе он нарушит установленные для общественного обсуждения сроки.
Второй этап обязательного общественного обсуждения заключается в обсуждении в специализированном разделе информации о закупке, включенной в извещение об осуществлении закупки и документацию о закупке, и начинается с даты размещения в ЕИС лицом, осуществляющим общественное обсуждение, таких извещений и документации.
Участники обязательного общественного обсуждения оставляют в специализированном разделе замечания и предложения, касающиеся соответствия документации о закупке требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере закупок.
Второй этап обязательного общественного обсуждения завершается за 3 дня до даты, не позднее которой определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено в соответствии с Федеральным законом.
Напомним, что при проведении конкурса и электронного аукциона заказчик вправе отменить процедуру не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе. Таким образом, процедура второго этапа общественного обсуждения закупок должна быть завершена не позднее чем за 8 дней до даты окончания срока подачи заявок.
Обратите внимание! Действующими нормативными актами не установлена ни максимальная, ни минимальная продолжительность второго этапа общественного обсуждения (в отличие от продолжительности, установленной для первого этапа). В каждом конкретном случае продолжительность второго этапа общественного обсуждения будет зависеть исключительно от лица, осуществляющего общественное обсуждение.
Например, лицо, осуществляющее общественное обсуждение, разместил в ЕИС извещение (и документацию) о проведении конкурса за 30 дней до даты вскрытия конвертов с заявками, следовательно, продолжительность второго этапа обсуждения будет составлять 22 дня, либо заказчик разместил извещение (и документацию) за 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками, следовательно, продолжительность второго этапа обсуждения будет составлять 12 дней.
Второй этап общественного обсуждения закупок проходит исключительно в заочной форме - его участники в специализированном разделе оставляют замечания и предложения, касающиеся соответствия документации о закупке требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, в том числе о контрактной системе в сфере закупок. Лицо, осуществляющее обязательное общественное обсуждение, обязано в течение двух дней с даты размещения предложения или замечания от пользователя разместить ответ на такое предложение или замечание. При этом с помощью средств программно-аппаратного комплекса ЕИС такой ответ автоматически направляется автору замечания или предложения на адрес электронной почты, указанный при его регистрации в специализированном разделе.
Процедура второго этапа обсуждения завершается оформлением протокола, который должен содержать все поступившие в рамках данного этапа замечания, предложения и ответы на них, а также принятое лицом, осуществляющим обязательное общественное обсуждение, решение по результатам второго этапа обсуждения. В данной ситуации возможно одно из трех решений, аналогичных тем, которые лицо, осуществляющее общественное обсуждение, могло принять по итогам первого этапа обсуждения, а именно:
1) об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) о продолжении проведения закупки без внесения изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке;
3) о продолжении проведения закупки с внесением изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке.
Обращаем внимание, что нарушение порядка или сроков проведения обязательного общественного обсуждения закупок либо непроведение обязательного общественного обсуждения закупок – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.
Таким образом, общественное обсуждение закупок - это одна из перспективных форм общественного контроля, которая позволяет не только обеспечить публичность и гласность закупочных процедур, но и предупредить необоснованные траты бюджетных денежных средств, выявить нарушения требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе на этапе планирования и определения поставщика (подрядчика, исполнителя).